Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему
Происхождение Блэков - версия
О происхождении Блэков из канона мы знаем немного. Мы знаем, что это старинная семья, восходящая как минимум к XIII веку (судя по тому, что гобелен с генеалогическим древом был в семье около 700 лет - "ГП и ОФ", гл. 6) и что быть Блэком, по мнению родителей Сириуса, означало быть практически королевской крови ("to be a Black made you practically royal" - "ГП и ОФ", там же).
Это не очень много, разумеется.
Вот какие зацепки мы, как нам показалось, нашли.
Началось все, как ни странно, с обсуждения происхождения Тома Риддла, он же Темный Лорд. Как известно, детали, упомянутые Роулинг в каноне, позволяют связать его происхождение по материнской линии с Джоном Гонтом, английским принцем, одним из сыновей Эдуарда III (подробно это уже описано в великолепном исследовании Fleur "Певерелл, замок Гонта" - http://www.mythomania.ru/stories/33_2.htm).
В "Игроке" я исходила из версии, что одна из пра-пра-внучек Слизерина, возможно, родила бастарда от Джона Гонта. По тем временам это была не редкость, и к бастардам в высшем сословии относились более чем лояльно. Например, все дети Джона Гонта от его третьей жены, Екатерины Суинфорд, родились задолго до того, как Гонт и Суинфорд вступили в законный брак. Что не помешало этой линии - они получили фамилию Бофоры - дать потом Англии короля Генриха VII.
Однако нас в данном случае интересует не это.
Единственный вывод, который мы можем сделать из этого по интересующей нас теме - происхождение Блэков, - таков: Роулинг очень неплохо знает историю (достаточно посмотреть, какое море смыслов извлекается из единственного упоминания герба Певереллов - это почерк мастера, как ни крути), и она по крайней мере единожды занималась в связи со своими книгами историей конкретно XIV века, когда жил Джон Гонт.
Идем далее.
Первый же взгляд, брошенный на генеалогическое древо Плантагенетов, позволяет сделать интересное открытие. Старшим сыном Эдуарда III и, соответственно, старшим братом упомянутого Джона Гонта, жившим в том самом XIV веке, был некий Эдуард, принц Уэльсский, более известный как "Черный принц" (the Black Prince).
Что о нем известно?
Эдуард Вудсток, принц Уэльский (15.06.1330 – 8.06.1376), более известный как Черный принц, был старшим сыном короля Эдуарда III и Филиппы Геннегау (или Эно, Philippa of Hainault). При этом отметим, что сам Эдуард III по материнской линии происходил от короля Франции Филиппа IV, что давало ему и его потомкам право претендовать на французский престол - чем они, собственно, и занимались в ходе Столетней войны.
Сразу скажу, что Черный принц не успел побыть королем. Он умер еще при жизни своего отца. Зато рано начал принимать участие в государственных делах. Уже в девятилетнем возрасте он выполнял роль символического регента, пока отец воевал на континенте, посещал заседания государственного совета и даже вел переговоры с посланником папы Римского (ну, так говорят хроники; вряд ли он их вел лично, но тем не менее...). В 16 лет он проявил себя ловким тактиком и очень храбрым воином в битве при Креси, а в 26 лет обеспечил победу английской армии при Пуатье. Средневековый хронист Жан Фруассар называл его "величайшим солдатом того времени". Именно благодаря ему была разработана победоносная тактика англичан, включавшая использование лучников с их знаменитыми длинными английскими луками в сочетании с пехотой, укрывавшейся за оборонительными сооружениями - в результате любая атака французской кавалерии просто захлебывалась, а затем англичане уже выпускали men-at-arms, чтобы добить раненых французов (ладно, это долго и неинтересно).
Однако больше Черный принц был известен своей тактикой chevauchees, или рейдов, направленных на то, чтобы посеять хаос во Франции и побудить французов к мятежу против собственной власти, путем коротких набегов, сопровождавшихся грабежами и насилием. Собственно, это было то, что на современном языке называется террористической войной, герильей, управляемым хаосом, асимметричным ответом, и т.д. Тактика, не потерявшая своей эффективности, кстати... Но это детали.
Однако в конце концов кампания против Педро Кастильского закончилась для Черного принца неудачно. Вдобавок из-за его расточительности английская корона оказалась в больших долгах. Он вернулся в Англию, где восемь лет болел неизвестной болезнью, и наконец умер в 1376 году, в возрасте 46 лет.
В личной жизни Эдуард был известен пристрастием к модной одежде (особенно он любил носить красные и пурпурные бархатные плащи и шляпы), а также любовью к турнирам и азартным играм. "Черным принцем" его прозвали, как считается, за то, что он носил доспехи черного цвета, однако это точно неизвестно - первые версии о корнях такого прозвища появляются в хрониках только спустя 200 лет после смерти принца.
Что мы можем извлечь интересного для нас из жизни Черного принца? (внимание!!! дальше начинается пространство необузданных игр воображения
)
Во-первых, история его женитьбы - очень необычная и романтическая.
В детстве Эдуард воспитывался вместе с Джоан, более известной как "Прекрасная леди Кента". Джоан (1328-1385) была дочерью Эдмунда Вудстока, графа Кентского, и внучкой по отцовской линии короля Эдуарда I. Отец Джоан был казнен в ходе династических войн начала XIV века (долго объяснять, кем и за что, кому интересно, могу рассказать). Когда королем стал Эдуард III, он забрал вдову Эдмунда Вудстока и его детей к себе. В итоге Джоан выросла при дворе, где воспитывалась вместе с кузенами, в том числе будущим Черным принцем.
Прославилась она легендарной красотой. Хроники описывают ее правильные черты лица, золотисто-каштановые (или темно-рыжие - auburn) волосы, темные глаза, перед которыми не мог устоять ни один мужчина. Считается даже, что Джоан и была той самой красавицей, в честь которой был учрежден Орден Подвязки.
История ее браков романтична. Двенадцатилетняя Джоан вступила в тайный брак с Томасом Холландом из Браутона. Однако затем он отправился воевать за море, а семья вынудила ее выйти замуж за Уильяма Монтекьюта, или Монтегю (опять знакомая фамилия
), графа Солсбери. Однако через несколько лет Холланд вернулся, история их брака стала всем известна, и Холланд обратился к папе за расторжением брака Джоан с Монтегю. Тот отдавать жену не хотел и держал ее под арестом в своем замке, однако в итоге брак был все же аннулирован.
С Холландом Джоан прожила одиннадцать лет и родила ему четверых детей. Когда она овдовела в 32 года, то стала одной из самых желанных невест Англии. Тут-то и выяснилось, что Эдуард, принц Уэльский, был влюблен в нее с детства. Его родители выступили против брака, однако он преодолел их сопротивление, и в 1361 году Прекрасная леди Кента и Черный принц поженились.
Они немедленно отбыли в Аквитанию, которая тогда принадлежала английской короне и которой управлял Черный принц. Там родились два их сына. Старший, Эдуард, умер на шестом году жизни. Младший, Ричард, выжил и позже (спустя год после смерти отца, в 1377 году) стал королем Англии Ричардом II. Черный принц тем временем вел постоянные войны; случалось, что в его отсутствие, когда Аквитании угрожали враги, Джоан сама собирала армию.
Это первый интересный пункт в жизни Черного принца (дальше мы увидим, чем он интересен).
Во-вторых, интересна история его смерти.
Напомню, что в последние восемь лет жизни Эдуард болел непонятной болезнью. Перед смертью он не только тщательно описал дизайн своей будущей гробницы (по тем временам это было не в обычае - знатные люди сами не занимались такими мелочами, а просто делали заказ скульптору), но и указал, что должен быть обязательно похоронен в крипте Кентерберийского собора. Однако его требованием пренебрегли и похоронили его рядом с гробницей св. Томаса Бекета в часовне св. Троицы того же собора. Разница в том, что крипта - место тихое и спокойное, а к гробнице Томаса Бекета шел нескончаемый поток паломников, и люди рядом с ней находились днем и ночью...
Далее будет ясно, какое это имеет значение.
Теперь сделаем лирическое отступление и обратимся к особенностям взаимоотношений ведьм и волшебников в раннее Средневековье.
Для начала - крик души от бывшего профессионального медиевиста.
Охоты на ведьм в средневековье не было. Не было! Это явление гораздо более позднее, относящееся уже к началу Нового времени, к ужасному, мерзкому, кровавому XVI веку, достигшее особенного размаха в XVII веке (когда, собственно, и был принят Статут о секретности).
Разумеется, костры горели и в средневековье, но за этим, как правило, стояли чисто политические процессы, которым в духе того времени придавали религиозную окраску. Война с катарами, например. Разгром ордена тамплиеров, который начал угрожать власти королей Франции. Процесс над Жанной д'Арк. И так далее.
Джоан Роулинг не могла об этом не знать - как я уже говорила, "за кадром" в ее книгах чувствуется хорошая, добротная работа с историческим материалом. Почему она тогда ввела в канон упоминание об охоте на ведьм в XIV веке? Это отдельный интересный вопрос. По косвенным признакам из канона мы можем видеть, что история магии в Хогвартсе преподается с большими натяжками, а главное - настолько занудно, чтобы никто никогда ни о чем не задумывался... Отличный пример фальсификации истории, и думаю, Роулинг немало позабавилась, намекая на это. А что делать - история, как известно, продажная девка, что в магловском, что в магическом мире... Но это так, к слову.
В средневековье, с одной стороны, церковь сурово осуждала занятия колдовством, и потому волшебные способности никто не афишировал. С другой стороны, к ведьмам и колдунам относились с опаской, но в целом это была интегральная часть общества. Деревенские ведьмы играли в нем важнейшую роль, как бы их официально ни осуждала церковь, - в условиях отсутствия нормальной медицины без них было просто не обойтись. Поэтому, чтобы такую ведьму сожгли, нужно было ну очень выйти за всякие рамки (хотя и такое, конечно, случалось).
В высшем же сословии все было еще интереснее - там магов, судя по всему, было пруд пруди. Тот же Уильям Певерелл или Певерель, о котором упоминалось выше, был сподвижником Вильгельма Завоевателя - это зафиксировано реальными магловскими историческими хрониками. В окружении Вильгельма Завоевателя мы видим и первого в Англии Лестранжа, от которого пошли все прочие Лестранжи - это тоже исторический факт. Фамилии многих чистокровных семейств у Роулинг - Розье, Пьюси, и т.д. - указывают на норманнское происхождение.
Т.е. мы можем предположить, что в окружении Вильгельма Завоевателя волшебников было достаточно. Он сам, если и не был магом, то, по крайней мере, точно знал, кто есть кто. Тем более, что нормандцы тогда еще не очень далеко ушли от викингов, от которых происходили, а викинги к колдовству относились как к занятию, конечно, опасному, но очень полезному и практичному в жизни, и совершенно не считали его чем-то ненормальным. Волшебники, судя по истории норманнского завоевания Англии, очень активно участвовали в магловских войнах и дележке магловских земель (те же Лестранжи немало себе отхватили - когда у меня будет время, я напишу об истории этой семьи подробнее). Логично предположить, что четкой границы между магами и маглами тогда не было, и волшебники и волшебницы довольно часто женились или выходили замуж за маглов. Понятие чистокровности, видимо, появилось уже в более позднее время, веке в XV-XVI.
Соответственно, в волшебных семьях в одном и том же поколении могли родиться как дети, наделенные магическими способностями, так и дети, лишенные оных. Со вторыми все было понятно, а вот с первыми... В раннем средневековье вряд ли кто-то особенно заморачивался на этот счет, но вот уже веку к XIV, о котором мы говорим, могла появиться необходимость убирать таких детей с глаз долой - пока не научатся контролировать магию, не закончат Хогвартс и, соответственно, не научатся жить в магловском окружении.
Общественный институт, позволявший это осуществлять, в средневековье был хорошо разработан. В крестьянских семьях всех детей оставляли дома - были нужны рабочие руки, - зато в семьях среднего и высшего сословия была вполне себе распространена практика передавать детей на воспитание в другую семью. Равного, а желательно и более высокого происхождения. Считалось, что, живя в чужой семье, дети лучше освоят хорошие манеры и знания, необходимые им в будущей жизни. А заодно, если повезет, составят хорошую партию для брака или получат наследство от опекуна. Это было особенно актуально для младших детей - основная часть наследства передавалась по майорату старшему сыну, а остальным доставались жалкие крохи, вот и приходилось выкручиваться, как получается.
Поэтому, позволю себе предположить, если в такой полуволшебной средневековой семье рождался ребенок с волшебными способностями, то, как только он начинал проявлять стихийную магию и это бросалось в глаза окружающим, его отправляли на воспитание к родственникам. Это никого не удивляло. То, что родственники - волшебники, при этом, естественно, не афишировалось.
Что мы можем предположить в этой связи, возвращаясь к Черному принцу?
(Дальше начинаются чистые гипотезы)
Предположим, что либо сам Черный принц, либо его жена Джоан были волшебниками. Скорее даже Джоан - уж больно подозрительно описывается эта ее невероятная красота... Однако и у самого Черного принца могли быть волшебные гены, по наследству от того же Вильгельма или по женской линии. В результате - предположим - их старший сын Эдуард рождается волшебником. Годам к пяти это становится окончательно ясно, и так же становится ясно, что мальчика нужно прятать от лишних глаз. Поскольку это принц и наследник престола, просто увезти его куда-то не вышло бы, и потому родители инсценируют смерть ребенка. Тем более дело было во Франции, от Англии далеко, и никто толком не выяснял, как там было дело. Опять же, при высоком уровне детской смертности (каждый третий) такое никого не удивляло.
Младший сын, Ричард, видимо, родился маглом, и потому ему предстояло стать королем.
Потом семья Черного принца возвращается в Англию. Сам Черный принц к тому времени жутко устал от войны, болен, начал терпеть неудачи, влез в огромные долги и вообще устал от этой жизни. Поэтому у него появляется сильное желание все бросить и сбежать в "параллельный мир" - туда, где живут родственники его или жены и где уже воспитывается Эдуард. Но он честно дотягивает до того момента, как младший сын станет более-менее дееспособным, и только тогда решает инсценировать собственную смерть. Например, с помощью зелья "живой смерти" (the Draught of Living Death, "ГП и ПП", гл. 9). Безутешная вдова рыдает, народ Англии скорбит, все дела...
Однако дальше все идет не совсем по плану, потому что, как уже сказано выше, хоронят его не в тихом и спокойном месте, как изначально предполагалось, а в очень даже людном. Хе-хе, представляю, каких трудов стоило Джоан незаметно вытащить любимого мужа из гробницы, рядом с которой постоянно толкутся паломники
)
Но в результате Черный принц благополучно все же попадает к волшебникам, а несколько лет спустя к нему присоединяется и Джоан, история смерти которой тоже загадочна. Хроники сообщают, что когда ее сыновья от разных браков перессорились и дело дошло чуть не до войны, Джоан четыре дня горько тосковала, а на пятый умерла от горя. Дети, естественно, тут же раскаялись и примирились, а Джоан благополучно отправилась отдыхать от маглов с их вечными конфликтами...
В волшебном мире семья взяла себе псевдоним от прозвища Черного принца.
"Зовите меня Бонд. Джеймс Бонд" (С)
Согласитесь - изящное решение: зовите меня Блэк. Просто Блэк. Кому надо - тот поймет, о ком речь.
Это чистая гипотеза, естественно, основанная на тех лишь шатких основаниях, что у нас уже есть в каноне пример происхождения волшебной семьи от Джона Гонта. Зато она позволяет объяснить, почему "to be a Black made you practically royal" - потому что сам Черный принц и его наследники имеют права как на английскую, так и на французскую корону. Плюс мы точно знаем, что Роулинг покопалась в свое время в XIV веке, так что очень может быть, что и в истории Черного принца тоже.
Единственная закавыка - что гобелен с генеалогическим древом Блэков получается старше - с XIII века. Но очень возможно, что Блэки просто породнились с каким-то более старым волшебным семейством.
Вот такая история. Совсем не факт, что она верна, тем более, что базируется на крайне зыбких основаниях, но она мне нравится
))
P.S. А еще хотелось бы спросить, нет ли тут специалистов по геральдике, которые помогли бы мне разобраться с гербом Блэков.
Посмотреть на него можно здесь - http://www.hp-lexicon.org/wizards/blackfamilytree.html
Однако, к сожалению, там черно-белое изображение, поэтому совершенно непонятно, какого цвета поле. Я подозреваю, что это черный (sable), но не уверена. Однако этого же мнения придерживаются и на форуме HPLexicon.
Герб выглядит достаточно простым, так что, видимо, был принят рано, как раз веке в XII-XIII. Сразу скажу, что с гербом Черного принца он не совпадает (там французские королевские лилии и английские львы). Но герб сам по себе интересный.
Судя по сайту об английской геральдике (http://www.heraldsnet.org/saitou/parker/index.htm), сама структура герба довольно распространенная, но - есть одно но.
Обычно, когда используется стропило (шеврон, chevron), делящий поле, как мы видим здесь, то при этом над ним и под ним располагаются одинаковые элементы. Например, три львиные головы - две в верхней части герба, одна в нижней, под стропилом. Или, как в гербе семьи Mordaunt, который очень похож на блэковский, - три звезды, тоже две в верхней части, одна в нижней.
У Блэков это не соблюдается - здесь в нижней части мы видим не звезду, как было бы по логике, а меч острием вверх, причем с закругленным острием. Очень хочется верить, что это куртана - символический "меч милосердия", который несли перед королями на коронации и который был именно с закругленным, тупым острием. Но это я уже, наверное, усматриваю то, чего нет.
Кстати, о звездах. На самом деле на гербе Блэков вовсе не звезды (estoiles), а колесики от шпоры (mullets, molettes d'eperon), которые выглядят как пятиконечная звезда и в принципе со звездами взаимозаменяемы.
Еще было бы интересно поискать, нет ли в английской геральдике аналогичного герба какой-то семьи - это могло бы дать зацепки. Но проблема в том, что на том же Heraldsnet в поисковик нужно вводить полное описание герба на французском, что в принципе нетрудно составить, но там начинается все с цвета поля... А его-то мы как раз не знаем. На форуме HPLexicon подобран похожий, как они считают, герб семьи Duncane, но там другой цвет поля и вместо меча охотничий рожок.
Еще интересный вопрос - почему герб поддерживают две гончие. Как пишет Heraldsnet, это более характерно для гербов последних 200-300 лет. На более старых гербах используются более архаичные породы собак.
Вот.
Было бы очень интересно понять, что это все значит, но для этого нужен специалист. Толкового объяснения на форуме HPLexicon я не нашла. Нет ли среди читателей специалиста по геральдике?
Возможно, тема уже раскрыта - бросьте ссылку, если знаете.
от сюда
О происхождении Блэков из канона мы знаем немного. Мы знаем, что это старинная семья, восходящая как минимум к XIII веку (судя по тому, что гобелен с генеалогическим древом был в семье около 700 лет - "ГП и ОФ", гл. 6) и что быть Блэком, по мнению родителей Сириуса, означало быть практически королевской крови ("to be a Black made you practically royal" - "ГП и ОФ", там же).
Это не очень много, разумеется.
Вот какие зацепки мы, как нам показалось, нашли.
Началось все, как ни странно, с обсуждения происхождения Тома Риддла, он же Темный Лорд. Как известно, детали, упомянутые Роулинг в каноне, позволяют связать его происхождение по материнской линии с Джоном Гонтом, английским принцем, одним из сыновей Эдуарда III (подробно это уже описано в великолепном исследовании Fleur "Певерелл, замок Гонта" - http://www.mythomania.ru/stories/33_2.htm).
В "Игроке" я исходила из версии, что одна из пра-пра-внучек Слизерина, возможно, родила бастарда от Джона Гонта. По тем временам это была не редкость, и к бастардам в высшем сословии относились более чем лояльно. Например, все дети Джона Гонта от его третьей жены, Екатерины Суинфорд, родились задолго до того, как Гонт и Суинфорд вступили в законный брак. Что не помешало этой линии - они получили фамилию Бофоры - дать потом Англии короля Генриха VII.
Однако нас в данном случае интересует не это.
Единственный вывод, который мы можем сделать из этого по интересующей нас теме - происхождение Блэков, - таков: Роулинг очень неплохо знает историю (достаточно посмотреть, какое море смыслов извлекается из единственного упоминания герба Певереллов - это почерк мастера, как ни крути), и она по крайней мере единожды занималась в связи со своими книгами историей конкретно XIV века, когда жил Джон Гонт.
Идем далее.
Первый же взгляд, брошенный на генеалогическое древо Плантагенетов, позволяет сделать интересное открытие. Старшим сыном Эдуарда III и, соответственно, старшим братом упомянутого Джона Гонта, жившим в том самом XIV веке, был некий Эдуард, принц Уэльсский, более известный как "Черный принц" (the Black Prince).
Что о нем известно?
Эдуард Вудсток, принц Уэльский (15.06.1330 – 8.06.1376), более известный как Черный принц, был старшим сыном короля Эдуарда III и Филиппы Геннегау (или Эно, Philippa of Hainault). При этом отметим, что сам Эдуард III по материнской линии происходил от короля Франции Филиппа IV, что давало ему и его потомкам право претендовать на французский престол - чем они, собственно, и занимались в ходе Столетней войны.
Сразу скажу, что Черный принц не успел побыть королем. Он умер еще при жизни своего отца. Зато рано начал принимать участие в государственных делах. Уже в девятилетнем возрасте он выполнял роль символического регента, пока отец воевал на континенте, посещал заседания государственного совета и даже вел переговоры с посланником папы Римского (ну, так говорят хроники; вряд ли он их вел лично, но тем не менее...). В 16 лет он проявил себя ловким тактиком и очень храбрым воином в битве при Креси, а в 26 лет обеспечил победу английской армии при Пуатье. Средневековый хронист Жан Фруассар называл его "величайшим солдатом того времени". Именно благодаря ему была разработана победоносная тактика англичан, включавшая использование лучников с их знаменитыми длинными английскими луками в сочетании с пехотой, укрывавшейся за оборонительными сооружениями - в результате любая атака французской кавалерии просто захлебывалась, а затем англичане уже выпускали men-at-arms, чтобы добить раненых французов (ладно, это долго и неинтересно).
Однако больше Черный принц был известен своей тактикой chevauchees, или рейдов, направленных на то, чтобы посеять хаос во Франции и побудить французов к мятежу против собственной власти, путем коротких набегов, сопровождавшихся грабежами и насилием. Собственно, это было то, что на современном языке называется террористической войной, герильей, управляемым хаосом, асимметричным ответом, и т.д. Тактика, не потерявшая своей эффективности, кстати... Но это детали.
Однако в конце концов кампания против Педро Кастильского закончилась для Черного принца неудачно. Вдобавок из-за его расточительности английская корона оказалась в больших долгах. Он вернулся в Англию, где восемь лет болел неизвестной болезнью, и наконец умер в 1376 году, в возрасте 46 лет.
В личной жизни Эдуард был известен пристрастием к модной одежде (особенно он любил носить красные и пурпурные бархатные плащи и шляпы), а также любовью к турнирам и азартным играм. "Черным принцем" его прозвали, как считается, за то, что он носил доспехи черного цвета, однако это точно неизвестно - первые версии о корнях такого прозвища появляются в хрониках только спустя 200 лет после смерти принца.
Что мы можем извлечь интересного для нас из жизни Черного принца? (внимание!!! дальше начинается пространство необузданных игр воображения
![:)](/picture/3.gif)
Во-первых, история его женитьбы - очень необычная и романтическая.
В детстве Эдуард воспитывался вместе с Джоан, более известной как "Прекрасная леди Кента". Джоан (1328-1385) была дочерью Эдмунда Вудстока, графа Кентского, и внучкой по отцовской линии короля Эдуарда I. Отец Джоан был казнен в ходе династических войн начала XIV века (долго объяснять, кем и за что, кому интересно, могу рассказать). Когда королем стал Эдуард III, он забрал вдову Эдмунда Вудстока и его детей к себе. В итоге Джоан выросла при дворе, где воспитывалась вместе с кузенами, в том числе будущим Черным принцем.
Прославилась она легендарной красотой. Хроники описывают ее правильные черты лица, золотисто-каштановые (или темно-рыжие - auburn) волосы, темные глаза, перед которыми не мог устоять ни один мужчина. Считается даже, что Джоан и была той самой красавицей, в честь которой был учрежден Орден Подвязки.
История ее браков романтична. Двенадцатилетняя Джоан вступила в тайный брак с Томасом Холландом из Браутона. Однако затем он отправился воевать за море, а семья вынудила ее выйти замуж за Уильяма Монтекьюта, или Монтегю (опять знакомая фамилия
![:)](/picture/3.gif)
С Холландом Джоан прожила одиннадцать лет и родила ему четверых детей. Когда она овдовела в 32 года, то стала одной из самых желанных невест Англии. Тут-то и выяснилось, что Эдуард, принц Уэльский, был влюблен в нее с детства. Его родители выступили против брака, однако он преодолел их сопротивление, и в 1361 году Прекрасная леди Кента и Черный принц поженились.
Они немедленно отбыли в Аквитанию, которая тогда принадлежала английской короне и которой управлял Черный принц. Там родились два их сына. Старший, Эдуард, умер на шестом году жизни. Младший, Ричард, выжил и позже (спустя год после смерти отца, в 1377 году) стал королем Англии Ричардом II. Черный принц тем временем вел постоянные войны; случалось, что в его отсутствие, когда Аквитании угрожали враги, Джоан сама собирала армию.
Это первый интересный пункт в жизни Черного принца (дальше мы увидим, чем он интересен).
Во-вторых, интересна история его смерти.
Напомню, что в последние восемь лет жизни Эдуард болел непонятной болезнью. Перед смертью он не только тщательно описал дизайн своей будущей гробницы (по тем временам это было не в обычае - знатные люди сами не занимались такими мелочами, а просто делали заказ скульптору), но и указал, что должен быть обязательно похоронен в крипте Кентерберийского собора. Однако его требованием пренебрегли и похоронили его рядом с гробницей св. Томаса Бекета в часовне св. Троицы того же собора. Разница в том, что крипта - место тихое и спокойное, а к гробнице Томаса Бекета шел нескончаемый поток паломников, и люди рядом с ней находились днем и ночью...
Далее будет ясно, какое это имеет значение.
Теперь сделаем лирическое отступление и обратимся к особенностям взаимоотношений ведьм и волшебников в раннее Средневековье.
Для начала - крик души от бывшего профессионального медиевиста.
Охоты на ведьм в средневековье не было. Не было! Это явление гораздо более позднее, относящееся уже к началу Нового времени, к ужасному, мерзкому, кровавому XVI веку, достигшее особенного размаха в XVII веке (когда, собственно, и был принят Статут о секретности).
Разумеется, костры горели и в средневековье, но за этим, как правило, стояли чисто политические процессы, которым в духе того времени придавали религиозную окраску. Война с катарами, например. Разгром ордена тамплиеров, который начал угрожать власти королей Франции. Процесс над Жанной д'Арк. И так далее.
Джоан Роулинг не могла об этом не знать - как я уже говорила, "за кадром" в ее книгах чувствуется хорошая, добротная работа с историческим материалом. Почему она тогда ввела в канон упоминание об охоте на ведьм в XIV веке? Это отдельный интересный вопрос. По косвенным признакам из канона мы можем видеть, что история магии в Хогвартсе преподается с большими натяжками, а главное - настолько занудно, чтобы никто никогда ни о чем не задумывался... Отличный пример фальсификации истории, и думаю, Роулинг немало позабавилась, намекая на это. А что делать - история, как известно, продажная девка, что в магловском, что в магическом мире... Но это так, к слову.
В средневековье, с одной стороны, церковь сурово осуждала занятия колдовством, и потому волшебные способности никто не афишировал. С другой стороны, к ведьмам и колдунам относились с опаской, но в целом это была интегральная часть общества. Деревенские ведьмы играли в нем важнейшую роль, как бы их официально ни осуждала церковь, - в условиях отсутствия нормальной медицины без них было просто не обойтись. Поэтому, чтобы такую ведьму сожгли, нужно было ну очень выйти за всякие рамки (хотя и такое, конечно, случалось).
В высшем же сословии все было еще интереснее - там магов, судя по всему, было пруд пруди. Тот же Уильям Певерелл или Певерель, о котором упоминалось выше, был сподвижником Вильгельма Завоевателя - это зафиксировано реальными магловскими историческими хрониками. В окружении Вильгельма Завоевателя мы видим и первого в Англии Лестранжа, от которого пошли все прочие Лестранжи - это тоже исторический факт. Фамилии многих чистокровных семейств у Роулинг - Розье, Пьюси, и т.д. - указывают на норманнское происхождение.
Т.е. мы можем предположить, что в окружении Вильгельма Завоевателя волшебников было достаточно. Он сам, если и не был магом, то, по крайней мере, точно знал, кто есть кто. Тем более, что нормандцы тогда еще не очень далеко ушли от викингов, от которых происходили, а викинги к колдовству относились как к занятию, конечно, опасному, но очень полезному и практичному в жизни, и совершенно не считали его чем-то ненормальным. Волшебники, судя по истории норманнского завоевания Англии, очень активно участвовали в магловских войнах и дележке магловских земель (те же Лестранжи немало себе отхватили - когда у меня будет время, я напишу об истории этой семьи подробнее). Логично предположить, что четкой границы между магами и маглами тогда не было, и волшебники и волшебницы довольно часто женились или выходили замуж за маглов. Понятие чистокровности, видимо, появилось уже в более позднее время, веке в XV-XVI.
Соответственно, в волшебных семьях в одном и том же поколении могли родиться как дети, наделенные магическими способностями, так и дети, лишенные оных. Со вторыми все было понятно, а вот с первыми... В раннем средневековье вряд ли кто-то особенно заморачивался на этот счет, но вот уже веку к XIV, о котором мы говорим, могла появиться необходимость убирать таких детей с глаз долой - пока не научатся контролировать магию, не закончат Хогвартс и, соответственно, не научатся жить в магловском окружении.
Общественный институт, позволявший это осуществлять, в средневековье был хорошо разработан. В крестьянских семьях всех детей оставляли дома - были нужны рабочие руки, - зато в семьях среднего и высшего сословия была вполне себе распространена практика передавать детей на воспитание в другую семью. Равного, а желательно и более высокого происхождения. Считалось, что, живя в чужой семье, дети лучше освоят хорошие манеры и знания, необходимые им в будущей жизни. А заодно, если повезет, составят хорошую партию для брака или получат наследство от опекуна. Это было особенно актуально для младших детей - основная часть наследства передавалась по майорату старшему сыну, а остальным доставались жалкие крохи, вот и приходилось выкручиваться, как получается.
Поэтому, позволю себе предположить, если в такой полуволшебной средневековой семье рождался ребенок с волшебными способностями, то, как только он начинал проявлять стихийную магию и это бросалось в глаза окружающим, его отправляли на воспитание к родственникам. Это никого не удивляло. То, что родственники - волшебники, при этом, естественно, не афишировалось.
Что мы можем предположить в этой связи, возвращаясь к Черному принцу?
(Дальше начинаются чистые гипотезы)
Предположим, что либо сам Черный принц, либо его жена Джоан были волшебниками. Скорее даже Джоан - уж больно подозрительно описывается эта ее невероятная красота... Однако и у самого Черного принца могли быть волшебные гены, по наследству от того же Вильгельма или по женской линии. В результате - предположим - их старший сын Эдуард рождается волшебником. Годам к пяти это становится окончательно ясно, и так же становится ясно, что мальчика нужно прятать от лишних глаз. Поскольку это принц и наследник престола, просто увезти его куда-то не вышло бы, и потому родители инсценируют смерть ребенка. Тем более дело было во Франции, от Англии далеко, и никто толком не выяснял, как там было дело. Опять же, при высоком уровне детской смертности (каждый третий) такое никого не удивляло.
Младший сын, Ричард, видимо, родился маглом, и потому ему предстояло стать королем.
Потом семья Черного принца возвращается в Англию. Сам Черный принц к тому времени жутко устал от войны, болен, начал терпеть неудачи, влез в огромные долги и вообще устал от этой жизни. Поэтому у него появляется сильное желание все бросить и сбежать в "параллельный мир" - туда, где живут родственники его или жены и где уже воспитывается Эдуард. Но он честно дотягивает до того момента, как младший сын станет более-менее дееспособным, и только тогда решает инсценировать собственную смерть. Например, с помощью зелья "живой смерти" (the Draught of Living Death, "ГП и ПП", гл. 9). Безутешная вдова рыдает, народ Англии скорбит, все дела...
Однако дальше все идет не совсем по плану, потому что, как уже сказано выше, хоронят его не в тихом и спокойном месте, как изначально предполагалось, а в очень даже людном. Хе-хе, представляю, каких трудов стоило Джоан незаметно вытащить любимого мужа из гробницы, рядом с которой постоянно толкутся паломники
![:)](/picture/3.gif)
Но в результате Черный принц благополучно все же попадает к волшебникам, а несколько лет спустя к нему присоединяется и Джоан, история смерти которой тоже загадочна. Хроники сообщают, что когда ее сыновья от разных браков перессорились и дело дошло чуть не до войны, Джоан четыре дня горько тосковала, а на пятый умерла от горя. Дети, естественно, тут же раскаялись и примирились, а Джоан благополучно отправилась отдыхать от маглов с их вечными конфликтами...
В волшебном мире семья взяла себе псевдоним от прозвища Черного принца.
"Зовите меня Бонд. Джеймс Бонд" (С)
Согласитесь - изящное решение: зовите меня Блэк. Просто Блэк. Кому надо - тот поймет, о ком речь.
Это чистая гипотеза, естественно, основанная на тех лишь шатких основаниях, что у нас уже есть в каноне пример происхождения волшебной семьи от Джона Гонта. Зато она позволяет объяснить, почему "to be a Black made you practically royal" - потому что сам Черный принц и его наследники имеют права как на английскую, так и на французскую корону. Плюс мы точно знаем, что Роулинг покопалась в свое время в XIV веке, так что очень может быть, что и в истории Черного принца тоже.
Единственная закавыка - что гобелен с генеалогическим древом Блэков получается старше - с XIII века. Но очень возможно, что Блэки просто породнились с каким-то более старым волшебным семейством.
Вот такая история. Совсем не факт, что она верна, тем более, что базируется на крайне зыбких основаниях, но она мне нравится
![:)](/picture/3.gif)
P.S. А еще хотелось бы спросить, нет ли тут специалистов по геральдике, которые помогли бы мне разобраться с гербом Блэков.
Посмотреть на него можно здесь - http://www.hp-lexicon.org/wizards/blackfamilytree.html
Однако, к сожалению, там черно-белое изображение, поэтому совершенно непонятно, какого цвета поле. Я подозреваю, что это черный (sable), но не уверена. Однако этого же мнения придерживаются и на форуме HPLexicon.
Герб выглядит достаточно простым, так что, видимо, был принят рано, как раз веке в XII-XIII. Сразу скажу, что с гербом Черного принца он не совпадает (там французские королевские лилии и английские львы). Но герб сам по себе интересный.
Судя по сайту об английской геральдике (http://www.heraldsnet.org/saitou/parker/index.htm), сама структура герба довольно распространенная, но - есть одно но.
Обычно, когда используется стропило (шеврон, chevron), делящий поле, как мы видим здесь, то при этом над ним и под ним располагаются одинаковые элементы. Например, три львиные головы - две в верхней части герба, одна в нижней, под стропилом. Или, как в гербе семьи Mordaunt, который очень похож на блэковский, - три звезды, тоже две в верхней части, одна в нижней.
У Блэков это не соблюдается - здесь в нижней части мы видим не звезду, как было бы по логике, а меч острием вверх, причем с закругленным острием. Очень хочется верить, что это куртана - символический "меч милосердия", который несли перед королями на коронации и который был именно с закругленным, тупым острием. Но это я уже, наверное, усматриваю то, чего нет.
Кстати, о звездах. На самом деле на гербе Блэков вовсе не звезды (estoiles), а колесики от шпоры (mullets, molettes d'eperon), которые выглядят как пятиконечная звезда и в принципе со звездами взаимозаменяемы.
Еще было бы интересно поискать, нет ли в английской геральдике аналогичного герба какой-то семьи - это могло бы дать зацепки. Но проблема в том, что на том же Heraldsnet в поисковик нужно вводить полное описание герба на французском, что в принципе нетрудно составить, но там начинается все с цвета поля... А его-то мы как раз не знаем. На форуме HPLexicon подобран похожий, как они считают, герб семьи Duncane, но там другой цвет поля и вместо меча охотничий рожок.
Еще интересный вопрос - почему герб поддерживают две гончие. Как пишет Heraldsnet, это более характерно для гербов последних 200-300 лет. На более старых гербах используются более архаичные породы собак.
Вот.
Было бы очень интересно понять, что это все значит, но для этого нужен специалист. Толкового объяснения на форуме HPLexicon я не нашла. Нет ли среди читателей специалиста по геральдике?
Возможно, тема уже раскрыта - бросьте ссылку, если знаете.
от сюда
@темы: ГП, всякая всячина, Блэки